Шали и Палантины 19-го века

Портрет Луизы Олимпии, 1818-1820.

От эпохи Регентства и до конца 1860-х годов не существовало более модных, универсальных и вездесущих аксессуаров, чем Шали и Палантины. 

Их делали из всех видов тканей, включая шёлк, кружева, муслин, кашемир и шерсть.
Палантины и шали из натурального шёлка и других качественных тканей и материалов, могли позволить себе дамы из светского общества и состоятельных семей. Соответственно, шали, которые ткались из искусственных тканей, были более доступны для малоимущих слоёв населения. Поэтому шали были так распространены по всему Европейскому континенту и украшали плечи милых дам во всех слоях общества. 

Они были не менее хорошо представлены как в искусстве, так и в литературе. 
Шали и Палантины были упомянуты в романах таких литературных знаменитостей, как Элизабет Гаскелл и Уильям Теккерей. Например, в романе Джейн Остин «Эмма», Мисс Бейтс настаивала на том, что бы её мать надевала шаль, когда она идёт в гости. 

В 19-ом веке, шали и палантины так же изображались в бесчисленных портретах и драпировках светских женщин любого возраста. В общем, шали и палантины набирали популярность и колоссальный успех по всему старому свету.

Портрет неизвестной женщины 
Александра Молинари, 1800.

Облегчённые платья в стиле «Ампир» эпохи Регентства не обеспечивали прикрытия всех частей тела, что стало ещё одной причиной популярности этих шедевров.

В 1806 году журнал «Ла Белль Ассембле» описывал моду на шали следующим образом: 
«Дамы часто носят большие шали из шёлка или мохера, причём каждая по-своему; одни носили как мантию, закрывая плечи и с капюшоном; другие по-турецки; третьи просто носили спереди ...» 

Разнообразие способов ношения Палантин в начале 19 - го века во Франции, Литография, 1802-1814.

Мода на шали и палантины мало изменилась с тех пор. 
Большой спрос был на палантины с пестрыми линиями и узорами. В издании от «Ла Белль Ассембле 1812» говорится о зимней моде платьев:
« ...прекрасные палантины из тонкого кашемира с коричневым фоном и роскошными пестрыми линиями, как правило, накидывали на платья, в которых объединены комфорт и элегантность ...» 


или

"... а на неё накинут, в элегантном оформлении, длинный индийский Палантин, цвета цейлонского рубина, обогащенный роскошными узорами на краях ..."

Портрет молодой дамы в красном платье с шалью Paisley Эдуарда Фридриха Leybold, 1824

На протяжении большей части 19-го века, шали и палантины из кашемира, занимали важнейшее место в моде. Изготовленные из шерсти овец Кашмира, в одном из районов Индии, они были столь же мягкие, как и теплые. 

В романе Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия», брат Эмилии Седли, Джозеф, приносит ей две белые кашемировые шали из Индии. Теккерей пишет: 
"Когда Ребекка увидела эти две великолепные шали, которые Джозеф Седли принес домой своей сестре, она сказала с необычайной искренностью: «…это должно быть прекрасно, иметь такого брата» 


Портрет Каролины Фредерикой Керста Чарльз Ван Беверен 1830 года.

Но как ни странно, вместе с прогрессом, эволюционировали и женские образы:
Юбки становились больше, как и рукава. Линия талии опускалась и вместо одной юбки дамы начали носить две. Можно было ожидать, что шали и палантины станут менее популярны, т.к. теперь женщинам стало намного теплее в их одежде. Однако, как модные аксессуары палантины остаются столь же востребованными, как и ранее, особенно шали и палантины из Индии, которые до сих пор пользуются мировым спросом.

13.03.2016
К другим статьям